В четверг, 10 мая, в Дзержинском отделении социальной реабилитации состоялось занятие по глинотерапии. Техники глинотерапии можно отнести к разновидности арт-терапии. Глина в данном случае выступает в качестве инструмента, благодаря которому удается выразить свое настроение, эмоции, отношение к значимой ситуации, человеку, проработать психологическую проблему, запрос.
Участники первым делом познакомились с самим материалом. Натуральная глина — очень мягкий, податливый материал, приятный на ощупь. Уже своими природными свойствами она стимулирует к действию и побуждает создавать, вносить изменения, оставлять свой след, выражать себя. В отличие от пластилина она не размягчается до полужидкого состояния от тепла рук, а сохраняет свои качества на протяжении всего времени лепки. Также она не обладает выраженным цветом и тем самым не провоцирует лишних ассоциаций, она является «чистым листом» для творца и способствует самовыражению без дополнительных внешних цветовых стимулов, искажающих первоначальный замысел или подсознательный импульс. Являясь древнейшим материалом (образование глинистых пород длится миллионы лет), она отсылает нас к архетипическим переживаниям и воздействует на глубинные слои психики, активизируя их работу. Ну и конечно взаимодействие с глиной является релаксирующим, отвлекает от повседневных забот, позволяет сосредоточиться на процессе, ощутить себя «здесь и сейчас».
Знакомясь с глиной, участники тренинга могли обратить внимание на то, как им больше нравится с ней взаимодействовать: либо это были осторожные бережные движения, либо более активные, целенаправленно меняющие структуру изначального кусочка. То, как человек обращается с глиной, во многом имеет диагностический характер и говорит о его привычном способе взаимодействовать с окружающим миром.
Далее, после знакомства, мы провели первое упражнение — «Глиняные каракули». Сначала участники лепят какой-либо предмет, фигуру, без определенного задания. Он может нести смысл или нет — они решают сами. Далее, этот предмет передается по кругу следующему участнику. Итак, каждый участник получает чужое изделие и задание — доработать его, модифицировать. Менять его можно любым способом: добавлять что-то, украшать, либо убирать часть — главное, не менять его до неузнаваемости. Участники ограничены во времени. На каждое «преображение» у них всего около минуты. Передача по кругу идет до тех пор, пока к участникам не вернется их же фигура, уже доработанная. Что дает это упражнение? Во-первых, упражнение работает на сплочение группы. Когда фигура возвращается обратно к человеку, он может увидеть и оценить, насколько остальные коллеги «постарались» или нет вложить что-то благое в его фигуру. Автоматически, человек задается вопросом, насколько он сам готов вкладывать в других и нести ответственность за то, как его действия влияют на коллективный труд, общее дело. Дает пищу к размышлению над балансом «брать-давать» в своей жизни. О своих открытиях и ощущениях участники делятся друг с другом. После того, как фигуры возвращаются к изначальному создателю, ведущий просит расставить все фигуры на общее поле, договориться, что где будет стоять, какая у него роль, придумать общую историю про все фигуры. Эта часть упражнения также весьма диагностична, так как можно проанализировать групповую динамику. Есть и терапевтический эффект — развивается творческое мышление, участники совмещают несовместимое, тренируют навык нестандартно решать задачи.
Второе упражнение совершалось в парах и имело своей основной целью установление более доверительного контакта друг с другом. Данное упражнение хорошо подходит для проведения его между членами семьи, в том числе разного возраста. Итак, задание было разделиться на пары и слепить образ друг друга. Образ может быть выполнен в виде человечка, лица, либо символа, жестких ограничений нет. Эта техника дает возможность посмотреть на себя со стороны, глазами другого человека, может повысить самооценку, укрепить отношения, развивает взаимопонимание, снимает напряжение. Дает пищу к размышлению над своим поведением и путями сближения. Также способствует принятию другого человека, так как, «вылепливая» другого, мы автоматически приобщаемся к нему, видим наглядно и ощущаем тактильно, как он становится частью нашего мира и жизни. После лепки, все опять-таки поделились своими ощущениями, осознаниями и новым опытом.
В целом, занятие прошло продуктивно, некоторые участники получили ответ на волнующий вопрос, кто-то получил новые впечатления, появились новые мысли, ощущения, открытия. Планируем проводить еще!