Добрый вечер.
Продолжаем говорить о том, когда и как ребенок начинает осознавать последствия своих действий.
Дошкольники раннего и дошкольного возраста устроены таким образом, что они пока не способны осознавать последствия своих действий даже для самих себя, что уж тут говорить о последствиях для других людей. Наиболее распространенные ситуации, в которых родители требуют от малышей продумывать, что произойдет после их поступков, связаны с детской безопасностью: детки часто выбегают на проезжую часть, едят красивые красные ягодки с неизвестных им кустов, играют со спичками и другими потенциально опасными предметами.
Дети в этом возрасте действительно не осознают последствий своих поступков! Тем не менее, если ребёнку доступным им языком рассказать , почему нельзя играть на проезжей части и терпеливо объяснять это раз за разом, это закрепится в памяти у малыша. Еще один хороший вариант: придумайте игру, по правилам которой нельзя совершать те или иные поступки. Наиболее актуален этот способ при воспитании детей дошкольного возраста (4-7 лет), когда ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Именно посредством игры дети учатся установлению правил и следуют им. Научить ребёнка следовать правилам помогут настольно – печатные и развивающие игры. Особенно ценно , когда дети и родители играют вместе.
Рассказывайте своим детям о последствиях, объясняйте, по каким причинам вы требуете от них тех или иных поступков и демонстрируйте эту способность на собственном примере. Хорошей иллюстрацией также могут служить детские сказки, например о Колобке, который не подумал о последствиях и был съеден Лисой.